Гаррос Александр. Серая слизь
На книжные прилавки страны ворвался анархический роман позапрошлогодних лауреатов «Национального бестселлера» — рижских соавторов Александра Гарроса и Алексея Евдокимова. Их новую, едкую, где-то слегка непричесанную, но неукротимо свирепую книгу «Серая слизь» вполне можно расценивать в том числе и как сигнал о готовности принять знамя популярного нонконформизма из слабеющих рук Виктора Пелевина. Во всяком случае как сигнал о готовности попытаться. Ведь именно Гаросс и Евдокимов, как, пожалуй, никто сейчас, умеют смешать доходящую до скандала социальную бескомпромиссность с ни с чем не сравнимым предчувствием Большой прозы. Как сказал : Борис Пиотровский: «Книгам, которые мы делаем, время не угрожает».
Приезжим, демонстрируя неприступность грузинской фонетики, обычно предлагают повторить фразу «лягушка квакает в пруду» — «бахахи цхалщи хихинебс», со всеми положенными щелчками и гортанностями. Приезжие ломаются и впечатляются. Я ловлю лягушку без труда. Это льготная подпитка для чувства собственного превосходства: на местных можно смотреть свысока, с позиций цивильного северного пришельца, на безъязыких приезжих, усеивающих потными тушками галечный пляж, поглядывать с презрением аборигена.
Латвийские авторы действительно растут над собой – новый роман получился глубже и многограннее предыдущего – того самого киберпанковского памфлета «[Голово]ломка», который у нас почтили упомянутым «Нацбестом». Однако при всей своей языческой ярости с прошибанием черепов банкирам и PR-менеджерам, «[Голово]ломка» в чем-то осталась просто ролевой игрой «в протест». Над романом довлела геймерская условность происходящего – как в юном антиглобалисте, который пинает корпоративного клоуна возле «Макдональдса».